Берлин 2017

Берлин — столица Германии. Из Риги до Берлина мы долетели за 1 час 20 минут. На этот раз вовремя и без приключений, не как полтора года назад.

Погода в Берлине была отвратительная — шёл дождь, было холодно и ветрено. Пока шли до станции S-bahn, заметили 2-х молящихся на ковриках, расстеленных на траве, мусульман. Такое мы увидим в Германии ещё не раз. И один раз на автовокзале Цюриха.

Купили билеты на S-банн до Берлина за 2.90 евро за штуку. В середине пути поняли, что забыли прокомпостировать. Для этого пришлось выходить на какой-то станции. Электричка уехала, а мы остались мёрзнуть и разбираться, как же нам теперь доехать. Вообще, мы весь день только и занимались тем, что разбирались в транспортной сети Берлина. Зато теперь знаем её, как свои 5 пальцев.

В небе над Берлином
В небе над Берлином
В небе над Берлином
В небе над Берлином

Олимпийский стадион

Решили ехать не на Хауптбанхоф, а сразу на Олимпийский стадион. И деньги сэкономить, и ноги. Потому что времени у нас было навалом. И, наоборот, надо было его как-то убивать.

Олимпийский стадион был заложен в 1934, а построен в 1936 году. В 1933 году пришедший к власти Адольф Гитлер обратил внимание на не использовавшиеся площади, прилегавшие к ипподрому «Грюневальд». Его план включал возведение стадиона вместимостью в 86 тысяч мест, отдельного хоккейного стадиона, манежа для верховой езды, бассейна и открытой спортивной арены, открытого театра Дитриха Эккарта. Спортивный комплекс прилегал к Майскому полю, где проходили массовые митинги Национал-социалистической партии.

Олимпийский стадион в Берлине
Олимпийский стадион в Берлине

Грандиозное сооружение с великолепной историей. В 1936 году на арене состоялась церемония открытия Олимпийских игр, которая впервые транслировалась по телевидению в прямом эфире. Олимпийские соревнования на стадионе стали материалом для создания шедевра кинодокументалистики — фильма Лени Рифеншталь «Олимпия». На этом же стадионе прошли основные соревнования летних Олимпийских игр 1936 года.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота были построены в 1789-1791 годах. Именно Бранденбургские ворота являются первым символом и визитной карточкой Берлина. По изначальной задумке, ворота должны были символизировать мир, и второе их название — Врата мира.

Кстати, только что закончился сильный дождь, вышло тёплое солнышко и показалась радуга. Люди пытаются запечатлеть Бранденбургские ворота и себя на их фоне в это время дня. Но ничего у них не выйдет. Их надо фотографировать утром, когда никого нет. А я запечатлела радугу на фоне этих толп и мы пошли в сторону КПП Чарли, по дороге читая отвратительные толерантные надписи на плакатах геев, феминисток, мусульман и прочих типа обиженных обществом.

Бранденбургские ворота
Бранденбургские ворота
Бранденбургские ворота
Бранденбургские ворота

Неприятности

Пока шли до КПП, несколько раз повстречали кортеж из БМВ и Мерседесов (отечественный автопром жеж), внутри которых находились турки. У турок была свадьба. И всё бы ничего, если бы они просто ехали, но нельзя просто взять и «вывезти деревню из бабы». Они объезжали все основные улицы по кругу и сигналили, сигналили, сигналили… Ну хорошо хоть не стреляли из автоматов, как некоторые.

Благо можно отойти на соседнюю улицу, где уже будет ощущение, что все вымерли.

Берлин
Берлин
Берлин
Берлин
Берлин

КПП Чарли (Чекпойнт Чарли, Checkpoint Charlie)

КПП Чарли разделял Берлин на западный и восточный на улице Фридрихштрассе. Поскольку этот переход был предназначен для военнослужащих войск союзников, в октябре 1961 года КПП Чарли стал ареной так называемого «танкового противостояния». Превратившись в символ противоречий между СССР и США, Чекпойнт Чарли стал самым известным КПП Берлина. КПП был торжественно закрыт 22 июня 1990 года, когда уже вовсю шёл процесс воссоединения ГДР и ФРГ.

КПП Чарли
КПП Чарли
КПП Чарли

Окружающие дома завешаны разной совковой символикой. Но не только лишь ею. При просмотре фотографий (как это часто бывает) обнаружила интересную надпись на баннере цветов украинского флага: «Мы защищаем свободу и территориальную целостность стран Европы, защищая свободу и территориальную целостность Украины. Владимир Путин, умерьте Ваши геополитические амбиции и дайте свободу Украине».

КПП Чарли

Петер Фехтер

Петер Фехтер, 18 лет от роду, жил и работал каменщиком в Восточном Берлине. Через год после возведения Берлинской стены, вместе с другом решил бежать в Западный Берлин. Был ранен пограничниками ГДР 17 августа 1962 года при попытке перелезть через стену недалеко от КПП Чарли. Час он истекал кровью около стены, потом его увезли пограничники и он скончался от потери крови. Петер Фехтер стал первой и самой известной жертвой Берлинской стены.

Берлинская стена. East-side gallery

Почему-то мне казалось, что тот самый известный кусок берлинской стены, находится недалеко от КПП Чарли. Наверное, где-то прочитала. Мы даже в навигатор забивать не стали. И так найдем, думала я. Но не тут-то было. Надо было ехать на метро. Хорошо, что чей-то открытый вай-фай помог в помощи.

Находится этот кусок в районе Фридрихсхайн вдоль реки Шпрее на улице Мюленштрассе (Mühlenstraße) от Остбанхофа до моста Обербаумбрюкке.

Берлинская стена
East-side gallery
Берлинская стена

Вообще, интересных работ на стене довольно много, но где кучкуются все русскоговорящие туристы? Ну, конечно, здесь. Где же им еще быть? И так сфоткаются, и сяк. Как только я увидела, наконец, просвет, сразу быстро встала, один кадр, щёлк, всё — готово.

Берлинская стена
Берлинская стена
Берлинская стена
Берлинская стена

Потом пошли есть фалафель. Тут же, через дорогу. Фалафель-сандвич — что-то новенькое, но вполне съедобно. Еще и выбирали, где поесть. А у Бранденбургских ворот не могли найти ничего. В итоге засиделись и поняли, что не успеваем на экскурсию в Рейхстаг.

Рейхстаг. Экскурсия под купол

Бегом на метро, с тремя пересадками. Билеты уже устали покупать. Потратили на них кучу денег, а их ни разу так и не проверили. Поэтому в этот раз купили самые дешевые на каком-то пересадочном узле.

На экскурсию в Рейхстаг нужно являться за 15 минут до начала. У меня было забронировано время на 19:45, т.е. надо было прибыть в 19:30. В 19:52 мы подбежали ко входу в Рейхстаг. Можно было бы забить, проклиная друг друга, что не следили за временем. Но один из принципов моей жизни — всегда бороться до конца, как бы пафосно это ни звучало. Короче, в Рейхстаг нас в итоге впустили.

Рейхстаг
Рейхстаг
Рейхстаг
Рейхстаг
Рейхстаг
Рейхстаг
Рейхстаг

Подозреваю, что на полуторачасовую экскурсию не пустили бы, если бы она уже отправилась по маршруту. А так как мы только в купол, а время выхода там не ограничено, то для нас сделали исключение. Но делать так никому не советую, приходите вовремя, всё-таки там действительно всё очень серьёзно: досмотр на входе, потом ожидаешь проводника, потом идёшь с проводником до входа в само здание, там опять ждёшь, пока откроют вход в предбанник, в предбаннике за тобой закрывают дверь, но следующую на вход ещё не открывают. Потом ждёшь у лифта, едешь всей толпой и с проводником в лифте и только потом относительная свобода. Обратно также.

Рейхстаг внутри
Рейхстаг изнутри
Внутри Рейхстага
Рейхстаг
Рейхстаг
Рейхстаг
Рейхстаг
Рейхстаг
Рейхстаг

Мне очень понравилось: интересные документы о рейхстаге, в т.ч. времён НСДАП, красивые виды на город из купола, но холодно. Потому что купол сверху открыт. И когда в очередной раз (уже, наверное, седьмой раз за день) пошёл дождь, то всё это стало литься на тех, кто стоял у середины верхушки купола.

Экскурсия под купол Рейхстага
Экскурсия под купол Рейхстага
Экскурсия под купол Рейхстага
Рейхстаг
Рейхстаг
Экскурсия под купол Рейхстага
Экскурсия под купол Рейхстага
Экскурсия под купол Рейхстага
Экскурсия под купол Рейхстага
Экскурсия под купол Рейхстага

Вообще, конечно, интересно бывать в таких местах, где вершилась история.

Экскурсия под купол Рейхстага
Экскурсия под купол Рейхстага
Экскурсия под купол Рейхстага
Документы в Рейхстаге
Документы в Рейхстаге
Документы в Рейхстаге
Документы в Рейхстаге
Рейхстаг

Автовокзал

Пробыли мы в куполе около полутора часов, всё равно никуда не торопились. В итоге, в полдесятого вечера стояли в холодном здании ж/д вокзала и думали, как убить время до 3 ночи. Отвратительные часы ожидания. Но до 12 ночи они как-то довольно быстро прошли. Потом мы обнаружили, что макдак работает всю ночь и пошли взяли там себе чаю и по вегги-бургеру. Котлета то ли из нута, то ли из киноа, но кладут ещё сыр и майонез. Мы попросили не класть и всё ок. Поэтому, лучше составы спрашивать заранее.

Немного согрелись и поехали на автовокзал. Там минут 20 от ХБФ на U-bahn, т.е. типа на метро. Дорога от метро до здания автовокзала пролегает через подземный переход. Войдя в него, мы обнаружили спящих бомжей и сидящего на кортах негра с дредами, произносящего какие-то заклинания. Приправлена сия картина была стойким, пронизывающим нос, запахом мочи. Чуть пройдя вперёд, мы обнаружили огромные лужи этой самой мочи, которые было даже не обойти хотя бы за несколько метров, приходилось маневрировать на носочках, затыкая нос и сдерживая рвотные позывы. В итоге, мы вышли не на ту сторону, но я отказалась спускаться туда ещё раз и пришлось перебегать дорогу и лезть через забор.

На автовокзале было отвратительно грязно, но не воняло и было тепло. Кое-как скоротали время до автобуса. Сразу замечу, что в Германии везде хорошие чистые туалеты. Даже на грязном автовокзале. Но платные — 0.5 — 1€ и автомат принимает только мелочь.

Фликсбас

В полчетвертого ночи приехал наш «Фликсбас» до Дрездена. Но это был проходящий бас направления Гамбург — Прага. А т.к. на билетах «Фликсбаса» отсутствуют места, то, войдя в двухэтажный автобус, мы обнаружили полное отсутствие двух сидячих мест рядом. Сели друг за другом. Еще 40 минут катались по Берлину, где забирали и высаживали людей. На одной из таких остановок вышла моя соседка и мы, наконец, сели вдвоем и уснули на целые оставшиеся 2 часа езды.

Берлин на обратном пути

Дабы не плодить кучу страниц, расскажу сразу и об обратной дороге. Были мы уставшие и хотели спать, зато погуляли по Берлину в 6 утра, где никто не помешал нам насладиться Бранденбургскими воротами.

Берлин утром
Берлин утром
Бранденбургские ворота
Бранденбургские ворота
Берлин утром
Бранденбургские ворота
Берлин утром
Берлин утром
Берлин утром

Зайцы в Тиргартене

Шли мы, шли, хотели дойти до Монумента Победы, но он был так далеко, а у нас через 40 минут уже экспресс в аэропорт. Решили возвращаться. Короче, я говорю: «Давай пойдём через парк, вдруг там будут зайцы». А я ведь давно наслышана о зайцах в Германии и Европе вообще. Но нам они всё никак не попадались. И только мы сделали пару шагов по парку (а большинство парков в Германии это куски настоящего леса), как тут же я вижу какое-то движение, сначала подумала, что птица, но эта «птица» прыгала, потом подумала, что белка, но уж больно огромная оказалась «белка». Потом уже увидела длинные уши и как заору на всю округу: «Заяц! Заяц! Смотри, там заяц!».

Зайцы в Тиргартене
Зайцы в Тиргартене
Зайцы в Тиргартене
Зайцы в Тиргартене
Зайцы в Тиргартене
Зайцы в Тиргартене

Зайцев в Тиргартене оказалось действительно много. Очень много. По всему пути нашего следования. Прямо толпы. Жаль, что они очень проворные и убегают, если близко подходишь. Фотки получились плохие, но все равно можно узнать очертания зайцев.

Зайцы в Тиргартене
Зайцы в Тиргартене
Зайцы в Тиргартене
Зайцы в Тиргартене
Зайцы в Тиргартене
Зайцы в Тиргартене

А вот так спят то ли бомжи, то ли беженцы. Вряд ли бюджетные туристы.

Берлин утром
Берлин утром
Берлин утром

Ну а мы нормально успели на экспресс и спокойно улетели в Ригу.